Мультфильмы
 
***

 
Новые мультфильмы в базе данных:
???????? ??????: ????? ? ???????
??????
???????, ???????? ?????? ? ???? ??????????
??? ? ??????
?????
??????????? ????
??? ??????
?????????????? ??????? 3D
??????????? ????
???????? ???????? 2
МультОпрос
Как часто вы бываете в кинотеатре?
Каждый день
Раз в неделю
Раз в месяц
От случая к случаю
Никогда


Заяц!

Светозар Кузьмич Русаков

14 августа 2006 года в Москве на 84-м году жизни после тяжелой болезни скончался один из старейших художников отечественного кино, Лауреат Государственной премии СССР, один из создателей легендарного мультсериала "Ну, погоди!" Светозар Кузьмич Русаков.

Русаков

Он был художником и популярным, и неизвестным. Его работу знает почти все детское и взрослое население бывшего Советского Союза. Его имя - лишь немногие.

Он учился в изостудии московского Центрального Дома пионеров. Был призван на трудовой фронт в район Смоленска. Воевал на Третьем Белорусском и Втором Украинском фронтах, в пехоте и артразведке противотанкового дивизиона, был контужен и ранен. Награжден орденами Славы III степени и Отечественной войны I степени, медалями "За боевые заслуги", "За взятие Кенигсберга", "Освобождение Праги" и многими другими... Но прославился не этим.

В 1946 году поступил в Художественно-промышленное училище им. Калинина, окончил его с отличием, затем учился во ВГИКе, на художественном факультете. Окончил его в 1956 году - тоже с отличием. Но и этот факт - не главный в его биографии.

С 1956 года работал на киностудии "Союзмультфильм". "Нарасхват" не шел, но успешно трудился, например, на фильмах И.П.Иванова-Вано, Д.Н.Бабиченко, Б.П.Дежкина... Пока в 1967 году судьба не свела его с малоизвестным тогда режиссером Вячеславом Котеночкиным. Русаков и Котеночкин вполне устроили друг друга, образовали альянс и работали совместно с небольшими перерывами вплоть до 1986 года, когда Русаков ушел на пенсию. Вместе они делали один фильм за другим, а в 1969 году Русаков, сам того не ведая, создал двух персонажей, которым суждено было стать героями целого цикла фильмов, побившего все рекорды популярности у советских зрителей и прославившего авторов в мировом масштабе. Что до Котеночкина, то в СССР не было режиссеров мультипликации, равных ему по популярности. Цикл назывался "Ну, погоди!". Персонажи - Волк и Заяц.

Русаков поначалу не придавал этой работе особого значения. Ну, одним фильмом больше... Впрочем, эта недальновидность была свойственна всей съемочной группе. А в результате многосерийной эпопеи, растянувшейся на 16 выпусков, Русаков вместе с соавторами получил ни много ни мало - Государственную премию СССР...

Но и это Светозар Кузьмич не считал главным событием в своем творчестве. На студии он изо дня в день рисовал эскизы, компоновки, типажи, правил работу фоновщиков, - в общем, нес производственное бремя, честно и добросовестно. А после работы, устав от Волка, Зайца, Котеночкина и вообще мультипликации, шел к себе в мастерскую. Там он доставал гуашь, темперу или акварель. Ставил на мольберт лист "прокладочной" бумаги, которую на студии используют, перемежая ею листы целлулоида с мульткраской - чтобы не слипались (потом за рубежом его будут спрашивать, где он добыл бумагу такого редкого сорта?). Включал трансляцию симфонической музыки (последнее время - радио "Орфей"). И, не зная заранее, куда поведет руку фантазия, за несколько минут создавал некие композиции на античные, библейские, средневековые, эротические или просто отвлеченные темы. Стихийно, в импровизационном режиме.

На "Союзмультфильме" о "Ну, погоди!" принято было говорить без "священного трепета". Многие коллеги Русакова в беседах об этой работе морщили нос и "снисходительно" вздыхали: "Дешевка...". Критики - те просто именовали китчем. Но некоторые из этих многих коллег, побывав в мастерской художника, больше никогда себе такого не позволяли и коренным образом меняли свое мнение о Русакове. Почему только некоторые? Потому что за 80 лет жизни у Лауреата Госпремии СССР Русакова не было ни одной персональной выставки. На групповых же вернисажах его работы порой пропадали бесследно. Так что знают его до сих пор в основном по "Ну, погоди!".

Хотя те, кто именуют сериал "дешевкой", могли бы обратить внимание и на то, что ни в одном из выпусков художник не повторился в выборе цветорешения, или на то, как часто Русаков менял технику изготовления фонов... Впрочем, кое-кто и это ставил художнику в вину: мол, своего почерка нет. И только в 1993 году, когда поредевшая "звездная" команда "нупогодистов" попыталась продолжить серию в неполном составе, в том числе и без Русакова, у многих произошла переоценка роли художника в этой работе. Созданные без Светозара Кузьмича семнадцатый и восемнадцатый выпуски, увы, красноречиво говорят о том, что значило для фильма его участие. Сам же Русаков категорически отказался от содействия продолжению - не из-за каких-либо обид, а попросту решив, что "тема закрыта".

Но и сам художник не относил свою работу над "Ну, погоди!" к числу великих заслуг. Потому что, создавая фильм, он прекрасно понимал, что подобной эксцентрической ленте эстетские "выкрутасы" только навредят. И сознательно "не тянул одеяло на себя", справедливо отдавая пальму первенства группе блистательных аниматоров под "капитанским" руководством Котеночкина. По признанию Русакова, успех фильма определил, в основном, их вклад. Русаков же "не высовывался". Не исключено, что скромность художника умножила популярность фильма. Для члена съемочной группы умение "не высовываться" - очень ценное качество. Без шуток.

Многочисленные открытки, плакаты, книжки, альбомы, нарисованные Русаковым на темы и по мотивам фильма, не сделали его имя популярным. Создатель Волка и Зайца оставался в тени и больше любил уединяться в мастерской, чем мелькать на телеэкранах.

Желанную выставку своих работ Русаков вообще хотел очистить от "мультипликационной" части и назвать соответственно - "Помимо". И ему было что показать. Его авторские работы удивляют многообразием техник и манер. Сам Светозар Кузьмич сравнивал себя с японскими художниками, которые, как говорят, достигнув вершин мастерства в каком-то направлении, резко меняют свое творческое лицо и начинают "с нуля", даже берут себе новые имена. Но в отличие от японцев Русаков в замене имени не нуждался - оно и так не на слуху. Дай Бог, чтобы его творчество "для себя" было замечено и заставило бы говорить о нем всерьез хотя бы сейчас.

Источник: Finecard.Ru

[Назад] [Добавить новость] [Вперед]





Архив | Помощь | Контакты